Детский сад "Родничок"

Село Зеленая Роща Ставропольского края

Последние новости

Информация по ПДД

IMG 9701 1

Театральный фестиваль 2019.

В нашем районе существует очень хорошая традиция – каждые год среди обучающихся дошкольных образовательных учреждений проводится Театральный фестиваль. В этом празднике участвуют артисты из всех детских садов. В этом году наш детский сад решил показать обряд казаков «Народные посиделки»

Подробнее...
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

НУЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ О ВОЙНЕ?

Смотря на подрастающее поколение, мы задаёмся вопросами: «Почему наши дети стали такие жестокие и бездушные?», «Почему они грубят и не уважают старших?», «Почему безразлично проходят мимо чужой боли и беды?», «Почему обижают младших?» и т.д.

Не надо искать причину такого поведения далеко, она рядом. Посмотрите, на каких примерах воспитываются наши дети!!!

Вы знаете? Что они смотрят по телевизору, что читают, в какие компьютерные игры играют, по каким сайтам, когда вас нет рядом, они ходят в паутине интернета?

Вам не когда, вы заняты собой! Так откуда у наших детей будет развито чувство сострадания, откуда они будет знать что хорошо, а что плохо? На каких жизненных уроках они будут учиться?

Когда в последний раз вы, не набегу и не по поводу их учёбы, общались со своим ребёнком? Когда вместе с ним смотрели фильм, ходили в театр? Ответ известен — редко, не помню.
А когда ему рассказывали про своих родных и их жизни во время войны? И тут ответ ясен – никогда!!!!

Взрослые делают ошибку, когда ограждают детей и не рассказывают им об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой Войны. Взрослые бояться нанести детям психологическую травму…

Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат, видят и не знают о той войне, о цене той Победы. Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют.

Приходишь в ужас, когда видишь, что наши дети не знают историю своей страны, а при показе в школах отрывков из военных фильмов видишь их безразличные лица. А молодые парни, не понимая истинного смысла и движимые ложными идеями, украшают свастикой свои тела и рубашки. Они называют себя патриотами, разрушая могилы и памятники воинам ВОВ, жаждут крови ни в чём не повинных людей другой национальности.

Но свастика была символом всего того, против чего боролись и погибали солдаты нашей замечательной Родины в Великой Отечественной Войне. Свастика стала причиной гибели 26,6 миллиона человек, не считая детей и стариков. Свастика была символом лагерей смерти и сожжения людей в газовых печах.

А вы не задумывались, что если мы не извлечём уроки из прошлого и всё забудем, то этот ужас может вновь повториться! Время меняет суть событий. Рано или поздно цена Победы, — за которой «не постоим» — подсчитывается. Ведь уже видно, что наше такое отношение к истории приводит к тому, что уже гибнут люди.

Уважаемые родители, педагоги надо рассказывать детям о войне!

Современные дети ничего не знают! У них — своя война, которой отмечено их время. А Великая Отечественная почти уравнена в правах с Первой мировой — далекая, покрытая пылью история. Без личного смысла. Без всякого жизненного урока.

Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.
Ведь у кого-то бабушка рыла окопы, у кого-то — родственники в эвакуации, в тылу работали для фронта. А может в блокадном Ленинграде переживали бомбёжки и падали в голодные обмороки, и хоронили своих близких. Кто-то был в концлагере, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то родственники тушили зажигалки на крышах городов и разносили треугольники — фронтового письма. Чьи-то деды, в боях на фронте, проливали кровь за Родину, а чьи-то были в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.

Да почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!

Это не должно повториться!

Так чего же мы молчим! Почему не говорим об этом нашим детям? Почему на этих жизненных примерах не учим своих детей БЫТЬ ЛЮДЬМИ?!!

Расскажите детям о войне, о судьбах их родных, о подвигах их сверстников, о воинах Великой Отечественной Войны.
Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, спектакли, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен пока ещё не прервётся.

О Великой Отечественной войне написано много книг. Книги о войне нужно обязательно читать, через них передается память, уважение к подвигу, который совершили наши бабушки и дедушки. Дети, читая и сопереживая описанным страданиям и боли, поймут, как ужасна война и как хорошо, когда её нет.

Для каждого возраста есть свои книги о войне.

Информация взята с сайта http://stranakids.ru/rasskazhite-detiam-o-voine/

Еще одна интересная статья на эту тему:

К РАЗГОВОРУ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

- для руководителей детского чтения

А вообще, нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, ещё рано и не нужно травмировать детскую психику?

Михаил Телегин, доцент МПУ, автор программы «Воспитательный диалог» по дошкольному развитию, считает, что не только можно, но и нужно говорить. Со старшими дошкольниками. Почему? Душу развивать нужно, и причем с маленького возраста. Вне зависимости от выбора человека, который он впоследствии сделает сам в своей жизни. Не упустить время. «Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, «надо дать детям правильное видение добра и зла». Слышите, «дать»! Слышите, «правильное»!» - пишет Михаил Телегин.

Старший дошкольный возраст – очень сензитивный возраст, когда дети уже могут задумываться о смерти и сами задают вопросы. Могут столкнуться со смертью, например, любимой свинки. Или задуматься о том, что бабушка старенькая и не вечная. Для вопросов морали тоже это очень сензитивный возраст, не зря написал В. Маяковский «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, и что такое плохо?..» Мы можем видеть, как играют старшие дошкольники – пять минут играют, полчаса выясняют, кто плохой. Старший дошкольник буквально зациклен на социальной стороне жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольник пытается проникнуть в смысловую сторону мира взрослых. Это момент становления личности, когда ребенок впервые выбирает осознанно между «не хочу» и «надо», «должен» - «Но мама спит, и я молчу…».

Да, говорить о войне надо. Но как говорить? Что рассказывать? Рассказывать ребенку нужно правду и только правду. Фальши ребенок не приемлет.

Так рассказывать, «чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41 –это он отступал. Что под Москвой насмерть – это он стоял. Что в доме Павлова – это он оборону держал. Что с партизанами под откос – это он поезда пускал. Что щит победы на Урале – это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» - это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде – это он дневник поминальный вёл. Что беженцев в Узбекистане дынями – это он встречал. Что покореженную ось истории – это он распрямил! Что если кто хаять подвиг дедов начнёт, да итоги войны передёргивать, фашистских прихвостней … жертвами выставлять, на нашу свободу и самобытность зариться… Что бы понял любой надменный, самодовольный вражина: рановато Русь со счетов списывать! Придёшь на Русь с мечом, среди «нечуждых тебе могил» упокоишься» - пишет М. Телегин.

У детей мышление образное, представлениями, картинками, и эти образы нужно им дать. Через картины, художественную литературу, песни, фотографии.

«Покажи скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажи красную звёздочку на братской могиле, и тихо, убеждённо скажи: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!»

Важно заметить, что говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне может только авторитетный, важный для них человек.

Что касается литературы о Великой Отечественной войны, «плюсы» чтения таких рассказов дошкольникам в том, что можно показать Героев, которых, согласитесь, было немало во время этой войны. А детям нужен пример, образ, Герой, на которого бы хотелось быть похожим, кому подражать. А сейчас мало героев. Мало героизма. Для ребёнка понятия «тяжёлый труд», «выживание», «борьба за жизнь» - размытые образы без ассоциаций. Они ни о чем не говорят, ничего не передают, не оставляют след в душе. А ведь это важно. Поэтому нужно рассказывать о войне на конкретных примерах. Четко и точно – по существу. Зачин короткий – главная мысль и несколько примеров – иллюстраций. Объяснительно-иллюстративный метод, в форме от общего – к частному.

Сам Михаил Телегин написал несколько маленьких рассказиков о войне под заглавием «Современным дошкольникам о Великой Отечественной войне и про варежки». Эти очень доступные для детского восприятия рассказы почти в стихотворной форме опубликованы в журнале «Детское творчество» за 2010 год, в № 2. Журнал можно найти в нашем отделе книгохранения.

А нам хотелось бы порекомендовать еще несколько книг для чтения с дошкольниками. Их все еще очень мало. Поэтому это ценный список.

Книги о Великой Отечественной войне дошкольникам

1. Алексеев С. «Наташка». Война глазами маленькой девочки. Написано советским автором очень хорошо для дошкольного возраста – кратко, ёмко. Предложения маленькие, но рисуют очень яркие, эмоциональные образы. Место действия – село Сергеевское. Глазами Наташки описано, какое оно замечательное, как она каждый заборчик его любит, его скрип и т.д. Всё прекрасно и хорошо. И вдруг, в один момент, вся эта мирная и счастливая жизнь обрывается – война началась. Девочка попала в плен, их чуть не сожгли в сарае фашисты, но вовремя подоспели «наши», спасли их. Заканчивается рассказ так же, как и начинается – описанием прекрасной деревеньки, такой же любимой Наташкой. Изменилось только то, что появилась какая-то дощечка с звёздочкой красной, на дощечке фамилии. Рядом стоят мужчины с лопатами, Наташка спрашивает: «Кто здесь такие, дяденьки?» - Ей ответили: «Спаситель твой здесь лежит». И конец: «Войны без смертей не бывает. Свобода нелегкой ценой достаётся»

Вот тут, пожалуйста, ребёнок и видит наглядно, почему нужно благодарить ветеранов живущих и чтить погибших.

Алексеев С. «Три приятеля с Волхонки». Рассказ о мальчишках, которые работали на заводе во время войны. Так хорошо написан, рассказ читается как стих: «Вот идут они с работы. Вот встречают их мальчишки. Все мальчишки на Волхонке обожают трех друзей. Вот кричат привет мальчишки:

- Здравствуй, Гошка, здравствуй, Витька! Здравствуй, Лёшенька, привет!..»

   

Из этого рассказа ребята узнают о трудовых подвигах маленьких детей во время войны.

Эти два рассказа С. Алексеева можно найти в переиздании рассказов 2005 года «Московская битва».

   

Алексеев С. «Орлович-Воронович». Это отдельное детское издание писателя в тонком переплете интересно тем, что там описываются сражения времен Великой Отечественной войны специально для дошкольников.

   

2. Что-то из нового нужно порекомендовать, но, к сожалению, переизданий-то мало, а новых книг – практически нет. У нас есть (в отделе «Малышок») новая книжка Дмитрия Пентегова «Паровоз «Овечка».

Так ласково называли маленький паровозик «Ов», который во время войны стал бронепоездом и много послужил во славу нашего Отечества. Долгое время до этого он даже простаивал за ненужностью – а тут обрёл новую жизнь, и стал супер важным. Но, честно говоря, по качеству художественного языка литературного, и по писательскому таланту, конечно, она уступает старым книжкам о войне. Предложения длинноваты, тяжеловаты, не уверена, что дошкольникам очень понравится эта книга. Может быть, использовать какие-то отрывки из неё для чтения? Посмотрите сами.

Так что приходится переходить снова к переизданиям. Но о чём я говорю? Да мы очень рады каждому переизданию, потому что книги в основном 1985 года издания и т.д.

3. Илья Туричин «Крайний случай». Это замечательное произведение, написанное сказочным языком про русского Богатыря Ивана, солдата. Малыши с удовольствием прочитают о том, как Иван мужественно сражался с фашистами, дошёл до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку, испеченную матерью. А самого Ивана от пуль хранила икона Пресвятой Богородицы. Цветные «карикатурные» иллюстрации этого переиздания помогут дошкольникам окунуться в сказку и в мир «представлений» о Великой Отечественной войне. В книге очень много юмора. Она наполнена комическими описаниями немцев и героических поступков наших воинов. В конце говорится о памятнике солдату Ивану, главному герою книги. В книге это обыграно очень сказочно. Когда выстрелил в Ивана Фриц – Рыжий лис (фашист), то он «не упал – побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжёлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо. Бронзовой – девочка на его руках. …» 

И здесь мы можем подойти к рассказу о реальном памятнике – это и будет связь книги и событий «дней минувших» с нашей современностью. В книге есть иллюстрация. Памятник «Воину-освободителю» скульптора Вучетича находится в Берлине. Это один из трех находящихся в Берлине советских мемориалов. Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Здесь захоронено 7000 советских воинов.

Книгу найдете на абонементе «Малышок».

4. А вот переиздания рассказов Анатолия Митяева, которые вошли в книгу «Письмо с фронта» у нас, к сожалению, пока нет. Мы вам можем предложить старые издания для малышей этого писателя-фронтовика, участника Великой Отечественной войны.

Это не просто изложение мыслей писателя о войне, это описание реальных фронтовых будней на пути к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боёв и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем солдатам, юным ребятам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжёлая работа. Меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно выполнив свою работу, вчерашние мальчишки становятся героями. Если у вас есть возможность, закажите новое издание – оно проиллюстрировано множеством цветных репродукций. А мы вам сегодня предлагаем вот такие его маленькие книжечки:

   

А. Митяев «Секрет бабушки Бабуры» - в этой книжке интересен рассказ «Дедова медаль». Читая рассказ о внуке Сергее, дети задумаются о цене медали, военной награды. Внук очень любил надевать дедовы атрибуты войны (ремень и др.) и щеголять в них по деревне. Однажды он решил одеть дедушкину медаль. И выучил даже рассказ деда на случай, если спросят, за что ему дали медаль. А соседка Ольга выслушала рассказ, и спросила, а в какую руку ранило.

« - Не знаю, - растерялся Сергей.

- Ну это просто узнать, - говорит тётя Ольга. – На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.

Ничего на этот раз не ответил внук Сергей. Побежал к деду – медаль отдавать»

   

А. Митяев «Самовар»

А. Митяев «Землянка»

Детям легко будет читать эти книги о войне, написаны они очень просто. Здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.

   

5. Известный русский писатель Константин Паустовский тоже писал о войне для малышей. В серии «Библиотека детского сада» были выпущены такие книги Паустовского, как «Стальное колечко» и «Похождения жука-носорога» - история про то, как жук прошел всю войну и вернулся на родину. Жука подарил папе – солдату его маленький сын, когда они с мамой собирали того на войну. Ни нашел ничего другого, вот и подарил жука в коробочке. Очень трогательно и интересно для малышей рассказывается о войне глазами жука. У него там было даже место для геройства! 

Рассказ К. Паустовского «Стальное колечко» о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке, которая она и получила за свою доброту от солдата. А также о необыкновенной любви к своей Родине, к своему краю, к природе, которая нас окружает.

   

6. Аркадий Гайдар «Поход». Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Отсутствие какого-либо драматизма и «хэппи-энд», как сейчас говорят. Рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться. И вот пока шли дни, и Алька вместе с мамой шили рубахи, знамёна, флаги, пока он выстругивал саблю, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боёв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало». Вот такой конец.

7. Юрий Герман «Как это было». Эта книга посвящена очень важным событиям в истории нашей Родины – Великая Отечественная война, блокада Ленинграда. Историю мы видим глазами маленького Мишки. И ничего в повествовании не выходит за рамки понимания такого маленького героя, и соответственно, читателя. Поэтому это книга именно для детей дошкольного возраста. Описывается всё очень будничным, простым языком. Но тем не менее, многие моменты «бьют» прямо в сердце. Конечно, для современного дошкольника уже может быть в чем-то сложновата эта книжка. Каких-то понятий они могут уже не знать. Да что уж там, и мы уже их не все знаем. Поэтому в предисловии к книге «Родителям и воспитателям» вы можете найти объяснение таких понятий. И, конечно, нельзя забывать, что дети на войне взрослели гораздо раньше, и эти герои тоже уже не вполне могут быть понятны нашим дошкольникам. А книга эта о жизни мальчика в Ленинграде во время войны.

8. Следующая книга также посвящена блокаде Ленинграда. Это очень яркая книга о войне, которая запомнилась, наверное, всем вам с детства. Книга Нисона Ходзы «Дорога жизни». Сейчас её изучают младшие школьники, но она также предназначена и для старшего дошкольного возраста. Есть очень качественное переиздание этой книги альбомного формата с глянцевой бумагой, но мы можем вам предложить пока издания 1984 года.

Нисон Ходза – известный детский писатель. Писал и о Ленине, и о строительстве БАМа, но кроме того создал прекрасные книги о проделках художника Хитрюшкина, мамы наверняка вспомнят их из своего детства. И огромное количество восточных сказок обработал Нисон Ходза («Индийские сказки», «Японские сказки» и другие). А «Дорога жизни» рассказывает о блокаде. Язык понятен и дошкольнику, книга легко читается, она светлая, совершенно не трагичная, в ней большое количество бесценных фотографий.

Десятки подробных сведений на страницах: все о дороге жизни через Ладогу. Переправка продовольствия, боеприпасов. О том, как трудились дети на военных заводах, они делали снаряды, а по ночам тушили зажигательные бомбы на крышах. И не только трудились они, но и учились, несмотря на тяжелейшие условия жизни: закутанные в одеяла, читали и писали на газетных листках между строчками. Детей награждали, многие из них получили ордена и медали за труд во время блокады. И об освобождении Ленинграда рассказывает книга, на фотографиях – карты, военные действия, памятники освободителям и освобожденным.

Можем рекомендовать для прочтения с дошкольниками некоторые главы из книги «Дорога жизни»: 

- «Надо спасать детей!»

- «Норма выдачи хлеба»

«Сейчас этот голодный, исхудавший человек придет домой и отрежет тоненький ломтик от этого маленького кусочка. Ломтик хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного ленинградца. Он съест его, не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему? Небывалый мороз на улице. И в квартирах такой же мороз. Нет угля в котельных, поэтому не греют батареи парового отопления. Нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы экономные железные печурки-времянки. И рубят на дрова столы, стулья, паркет, шкафы – все, что можно сжечь. Только вот не держат такие печурки тепла. Кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Темно в домах. Лампочки не горят – нет электричества. Темно даже днем. Потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов. Пришлось забить окна фанерой. Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты ленинградцев»

- «Снежный домик»

- «Детей увозят в тыл»

- «Наступил мир»

9. Ещё рекомендуем почитать дошкольникам о Великой Отечественной войне следующие произведения (их можно найти у нас в библиотеке в сборнике «Слава герою-бойцу»):

- Лев Кассиль «Твои защитники» - краткое повествование событий Великой Отечественной войны для детей;

- Сергей Баруздин «Из книги «Шёл по улице солдат» (зарисовки об истории Советской армии);

- Георгиевская С. «Галина мама» - повесть о воинской доблести.

И, напоследок, рассказы известных детям авторов, которые вы найдете в следующих книгах:

- Драгунский В. «Арбузный переулок» из книги Драгунский В. «Тайное становится явным»

Отец рассказывает Дениске о своём военном голодном детстве.

- Осеева В. «Андрейка» из книги Осеева В. «Отцовская куртка»

О семилетнем Андрейке, помогающем маме в тяжелые военные годы.

- Платонов А. «Никита» из книги Платонов А. «Июльская гроза»

О том, как отец пятилетнего Никиты наконец-то вернулся с войны домой.

2019 01 26 10 57 332019 01 26 10 57 562019 01 26 10 58 112019 01 26 10 58 452019 01 26 10 59 022019 01 26 11 02 30